Главная » Статьи » Программирование в Delphi |
Создание многопользовательского чата
В предыдущей статье (“Создание клиент-сервера”) рассказывалось о разработке простейшего чата на двоих пользователей. Структура чата “head-to-head” достаточно проста, ведь есть только один канал, с одной стороны которого сервер, с другой – клиент. Multy-user-структура несколько сложнее. Есть один сервер и множество клиентов. Сервер при этом выполняет обработку входящих сообщений, пересылает их по нужным каналам, регистрирует пользователей и показывает всем, сколько пользователей общаются в текущий момент. В данной статье мы попробуем все это реализовать. Многопользовательский чат (Multy-user on-line) Начнем разработку приложения чата с уже готовой формы из предыдущей статьи, или с новой. Вот, что должно быть в форме: PortEdit (Edit) HostEdit (Edit) NikEdit (Edit) TextEdit (Edit) ChatMemo (Memo) ClientBtn (Button) ServerBtn (Button) SendBtn (Button) ServerSocket (ServerSocket) ClientSocket (ClientSocket) Компоненты из стандартного пакета Delphi ServerSocket и ClientSocket не всегда могут быть отображены в палитре Internet, и их нужно загрузить следующим образом: выбрать меню: Component - Install Packages… - Add., далее нужно указать файл …\bin\dclsockets70.bpl. Добавляются новые компоненты: UserListView (ListView) ImageList (ImageList) ServerTimer (Timer) UserListView предназначен для вывода списка пользователей, который будет динамически обновляться при подключении или отключении пользователей. Сам компонент ListView настраивается как табличный отчет: свойство ViewStyle = vsReport (стиль таблицы), свойство ShowColumnHeaders = False (не показывать имена столбцов), свойство ReadOnly = True (только отображение), свойство SmallImages = ImageList (массив с иконками). Двойным кликом на компоненте ListView выводится редактор Editing UserListView.Columns. Добавляется один столбец (порядковый номер -0). В ImageList через Add закидываются иконки, в нашем случае две, с изображением силуэта пользователя: в белом – пометка сервера, в красном – пометка клиента. Теперь разберем принцип работы сервера. Традиционно в ServerSocket для приема клиентских пакетов используется OnClientRead, но данный способ не очень удобен, ведь для идентификации пакета (кто прислал) потребуется повозиться со структурой “прием\ответ” и решить каким образом будет происходить синхронизация. Гораздо проще и эффективнее использовать цикл по числу пользователей, в котором ведется “прослушивание” всех каналов и обработка пакета, если он пришел на конкретный канал, закрепленный за конкретным пользователем. Процедура “прослушивания” каналов выполняется в теле таймера, интервал (Interval) работы которого можно изменять по необходимости (для чата нормально 500 мс, для игр нужно существенно меньше). Вот так выглядит общая структура процедуры опроса: procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject); begin // условие на наличие установленных каналов if ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0 then begin // цикл по существующим каналам for i:=1 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections do begin // сохраним пакет (если ничего не прислали, по пакет пустой) text:=ServerSocket.Socket.Connections.ReceiveText(); // условие, что пакет не пуст if text<>” then begin {тут обработка строки, выделение составляющих кода команд (com) и пр.} // определение команд case com of код: begin {процедура} end; код: begin {процедура} end; ……………………………………. end; end; end; end; // разрешение на выполнение процедур обновления if UpdDo=True then begin {процедуры} // блокируем разрешение UpdDo:=False; end; end; Если заметили, что цикл начинается с единицы, а в инициализации канала странное выражение (вместо логичного начала с нуля и инициализации ), то такое решение существенным образом облегчает организацию ряда процедур. Например, в списке пользователей, сервер числится под номером “0”, а клиенты - начиная с “1”. Так же удобно совмещать количество каналов (ServerSocket.Socket.ActiveConnections) с процедурами определения активности пользователей. Последнее условие в теле таймера необходимо для задержки выполнения некоторых процедур обновления. Эти процедуры должны выполняться в самом конце “прослушивания” открытых каналов, и не всегда (если будет команда). Данный алгоритм применим практически к любого рода соединениям Клиент-сервер, в том числе и для игр. ВНИМАНИЕ! Если вы не уверены в корректности написанного вами кода обработки команд в цикле “прослушивания” открытых каналов, то ВСЕГДА применяйте функцию Try..Except..End;, которая позволит избежать серьезных ошибок, ведь повторяемость цикла может быть очень быстрой. Пример: Try {процедура} Except // остановка таймера и сопутствующие действия End; Перейдем непосредственно к нашему приложению чата и его процедурам. Как и прежде, проверок на корректность ввода значений в поля не будет. Создадим новый тип, для использования массива объектов, так гораздо удобнее: Type TUserList = object Status: Byte; // 1 - сервер, 2 - клиент Rec: Boolean; // отметка записи пользователя в список Name: String; // имя (ник) Image: Byte; // индекс иконки end; Вот переменные, которые понадобятся в программе: var Form1: TForm1; i, j, com, ContList: Byte; len, pos, x: Word; text, StrUserList: String; UpdDo: Boolean; Buf: array[0..3] of Byte; UserMas: array[0..255] of TUserList; //массив объектов UItems: TListItem; Опишем процедуру OnCreate формы: procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin // заголовок формы Caption:='Многопользовательский чат'; Application.Title:=Caption; // предложенное значения порта PortEdit.Text:='7777'; // адрес при проверке программы на одном ПК ("сам на себя") HostEdit.Text:='127.0.0.1'; // введем ник по-умолчанию, остальные поля просто очистим NikEdit.Text:='Ананим'; TextEdit.Clear; ChatMemo.Lines.Clear; end; Процедура “прослушивания” открытых каналов сервером, выглядит так: procedure TForm1.ServerTimerTimer(Sender: TObject); begin // условие на наличие установленных каналов if ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0 then begin // цикл по существующим каналам for i:=1 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections do begin // сохраним пакет (если ничего не прислали, по пакет пустой) text:=ServerSocket.Socket.Connections.ReceiveText(); // условие, что пакет не пуст if text<>” then begin // получим код команды, длину строки com:=StrToInt(Copy(text,1,1)); len:=Length(text)-1; // определение команд case com of // код приема сообщения 0: begin // добавим в ChatMemo сообщение клиента ChatMemo.Lines.Add(Copy(text,2,len)); // разошлем сообщение пользователям (кроме того, кто прислал) for j:=0 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections-1 do begin if (j+1)<>i then ServerSocket.Socket.Connections[j].SendText(’0′+Copy(text,2,len)); end; end; // код приема ника клиента 1: begin // запишем в массив полученный ник UserMas.Name:=Copy(text,2,len); // отметим, что пользователь записан в список UserMas.Rec:=True; // обновляем список UpdateUserList; end; end; end; end; end; // разрешение на выполнение процедур обновления if UpdDo=True then begin // обновляем массив пользователей UpdateUserMas; // обновляем список пользователей UpdateUserList; // блокируем разрешение UpdDo:=False; end; end; Перевод программы в режим сервера осуществляется клавишей “Создать сервер” (ServerBtn). Вот так выглядит процедура на нажатие клавиши ServerBtn (OnClick): procedure TForm1.ServerBtnClick(Sender: TObject); begin if ServerBtn.Tag=0 then begin // клавишу ClientBtn и поля HostEdit, PortEdit, NikEdit заблокируем ClientBtn.Enabled:=False; HostEdit.Enabled:=False; PortEdit.Enabled:=False; NikEdit.Enabled:=False; // запишем указанный порт в ServerSocket ServerSocket.Port:=StrToInt(PortEdit.Text); // запускаем сервер ServerSocket.Active:=True; // добавим в ChatMemo сообщение с временем создания ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Сервер создан.’); // изменяем тэг ServerBtn.Tag:=1; // меняем надпись клавиши ServerBtn.Caption:=’Закрыть сервер’; // включаем таймер сервера ServerTimer.Enabled:=True; // вписываем параметры сервера UserMas[0].Status:=1; UserMas[0].Rec:=True; UserMas[0].Name:=NikEdit.Text; UserMas[0].Image:=1; // разрешаем обновление UpdDo:=True; end else begin // выключаем таймер сервера ServerTimer.Enabled:=False; // стираем параметры сервера UserMas[0].Status:=0; UserMas[0].Rec:=False; UserMas[0].Name:=’Неизвестный’; UserMas[0].Image:=0; // разрешаем обновление UpdDo:=True; // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // клавишу ClientBtn и поля HostEdit, PortEdit, NikEdit разблокируем ClientBtn.Enabled:=True; HostEdit.Enabled:=True; PortEdit.Enabled:=True; NikEdit.Enabled:=True; // закрываем сервер ServerSocket.Active:=False; // выводим сообщение в ChatMemo ChatMemo.Lines.Add(’['+TimeToStr(Time)+'] Сервер закрыт.’); // возвращаем тэгу исходное значение ServerBtn.Tag:=0; // возвращаем исходную надпись клавиши ServerBtn.Caption:=’Создать сервер’; end; end; Далее идут события, которые должны происходить при определенном состоянии ServerSocket’а. Напишем процедуру, когда клиент подсоединился к серверу (OnClientConnect): procedure TForm1.ServerSocketClientConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение с временем подключения клиента ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Подключился клиент.’); // разрешаем обновление UpdDo:=True; end; Напишем процедуру, когда клиент отключается (OnClientDisconnect): procedure TForm1.ServerSocketClientDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение с временем отключения клиента ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Клиент отключился.’); // разрешаем обновление UpdDo:=True; end; Отправка сообщений. У нас она осуществляется нажатием клавиши “Отправить” (SendBtn), но необходима проверка режима программы сервер или клиент. Напишем ее процедуру (OnClick): procedure TForm1.SendBtnClick(Sender: TObject); begin // проверка, в каком режиме находится программа if ServerSocket.Active=True then // отправляем сообщение с сервера всем пользователям for i:=0 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections-1 do ServerSocket.Socket.Connections.SendText(’0['+TimeToStr(Time)+'] ‘+NikEdit.Text+’: ‘+TextEdit.Text) else // отправляем сообщение с клиента ClientSocket.Socket.SendText(’0['+TimeToStr(Time)+'] ‘+NikEdit.Text+’: ‘+TextEdit.Text); // отобразим сообщение в ChatMemo ChatMemo.Lines.Add(’['+TimeToStr(Time)+'] ‘+NikEdit.Text+’: ‘+TextEdit.Text); // очищаем TextEdit TextEdit.Clear; end; Режим клиента. При нажатии клавиши “Подключиться” (ClientBtn), блокируется ServerBtn и активируется ClientSocket. Вот процедура ClientBtn (OnClick): procedure TForm1.ClientBtnClick(Sender: TObject); begin if ClientBtn.Tag=0 then begin // клавишу ServerBtn и поля HostEdit, PortEdit заблокируем ServerBtn.Enabled:=False; HostEdit.Enabled:=False; PortEdit.Enabled:=False; // запишем указанный порт в ClientSocket ClientSocket.Port:=StrToInt(PortEdit.Text); // запишем хост и адрес (одно значение HostEdit в оба) ClientSocket.Host:=HostEdit.Text; ClientSocket.Address:=HostEdit.Text; // запускаем клиента ClientSocket.Active:=True; // изменяем тэг ClientBtn.Tag:=1; // меняем надпись клавиши ClientBtn.Caption:='Отключиться'; end else begin // клавишу ServerBtn и поля HostEdit, PortEdit разблокируем ServerBtn.Enabled:=True; HostEdit.Enabled:=True; PortEdit.Enabled:=True; // закрываем клиента ClientSocket.Active:=False; // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // выводим сообщение в ChatMemo ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Сессия закрыта.’); // возвращаем тэгу исходное значение ClientBtn.Tag:=0; // возвращаем исходную надпись клавиши ClientBtn.Caption:=’Подключиться’; end; end; Процедуры на OnConnect, OnDisconnect, OnRead клиента ClientSocket. Сначала на чтение сообщения с сервера (OnRead): procedure TForm1.ClientSocketRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // получим текст, код комманды, длину строки text:=Socket.ReceiveText(); com:=StrToInt(Copy(text,1,1)); len:=Length(text)-1; // определение комманд case com of // добавим в ChatMemo сообщение с сервера 0: ChatMemo.Lines.Add(Copy(text,2,len)); // отошлем свой ник на сервер 1: ClientSocket.Socket.SendText('1'+NikEdit.Text); // примем строку списка пользователей 2: begin // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // добавим ключ конца строки (т.к. вырезка символов с задержкой) text:=text+Chr(152); // укажем начальный символ pos:=2; // обнулим счетчик символов x:=0; // пробегаем по длине строки списка for j:=2 to len+1 do begin // записываем в счетчик сдвиг x:=x+1; // если найден ключ (отделение ников в строке) if Copy(text,j,1)=Chr(152) then begin // добавим в UserListView строку UItems:=UserListView.Items.Add; UItems.Caption:=Copy(text,pos,x-1); // укажем соответствующую иконку пользователя if pos>2 then UItems.ImageIndex:=0 else UItems.ImageIndex:=1; // изменим текущую позицию в строке списка pos:=j+1; // обнулим счетчик символов x:=0; end; end; end; end; end; Дальше все просто, обычное добавление в ChatMemo определенного сообщения: procedure TForm1.ClientSocketConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение о соединении с сервером ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Подключение к серверу.’); end; procedure TForm1.ClientSocketDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение о потере связи ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Сервер не найден.’); end; Хранителем информации о пользователях у нас выступает массив, процедура его заполнения и обновления выглядит так: procedure TForm1.UpdateUserMas; begin // очищаем массив с информацией for i:=1 to 255 do begin UserMas.Status:=0; UserMas.Rec:=False; UserMas.Name:=’Неизвестный’; UserMas.Image:=0; end; // заполняем данные пользователей if ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0 then begin for i:=1 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections do begin UserMas.Status:=2; UserMas.Name:=’Неизвестный’; UserMas.Image:=0; // запрашиваем имя (ник) пользователя по его каналу (код команды - 1) ServerSocket.Socket.Connections.SendText(’1′); end; end; end; Список UserListView обновляется в следующей процедуре: procedure TForm1.UpdateUserList; begin // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // очищаем переменную StrUserList:=''; // обнуляем пометку записи ContList:=0; // пробегаем по диапазону каналов for i:=0 to 255 do begin // если запись не пустая if UserMas.Status<>0 then begin // добавим в UserListView строку UItems:=UserListView.Items.Add; UItems.Caption:=UserMas.Name; UItems.ImageIndex:=UserMas.Image; // если пользователь не записан if UserMas.Rec=False then ContList:=1; // составляем строку пользователей StrUserList:=StrUserList+UserMas.Name+Chr(152); end; end; // если все пользователи отметились, и есть хоть один канал if (ContList=0) and (ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0) then begin // пробегаем по всем открытым каналам for i:=0 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections-1 do begin // отправим строку списка пользователей (код команды - 2) ServerSocket.Socket.Connections.SendText(’2′+StrUserList); end; end; end; Исходники здесь. Вот, собственно, и все. Не бойтесь экспериментировать, но помните элементарные правила безопасной разработки программ. Удачи! | |
Просмотров: 4324 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |