В математике, да и не только в ней одной, часто встречаются объекты, определяемые при помощи самих себя. Они называются рекурсивными.
Например, рекурсивно определяется функция факториал:
0! =1
n! = n*(n-1)!, для любого натурального n.
Другим примером рекурсивного определения может послужить определение арифметического выражения, приведенное в лекции 2.
Рекурсивные подпрограммы
В программировании рекурсивной называется подпрограмма, исполнение которой приводит к ее же повторному вызову.
Если подпрограмма просто вызывает сама себя, то такая рекурсия называется прямой. Например:
procedure rec1(k: byte); function rec2(k: byte): byte;
begin begin
... ...
rec1(k+1); x:= rec2(k+1);
... ...
end; end;
Если же несколько подпрограмм вызывают друг друга, но эти вызовы "замкнуты в кольцо", то такая рекурсия называется косвенной.
В случае косвенной рекурсии возникает проблема с описанием подпрограмм: по правилу языка Pascal, нельзя использовать никакой объект раньше, чем он был описан. Следовательно, невозможно написать в программе:
procedure rec_А(k: byte);
begin
...
reс_В(k+1);
...
end;
procedure rec_В(k: byte);
begin
...
rec_А(k+1);
...
end;
И здесь полезной оказывается возможность отрывать объявление подпрограммы от ее описания (см. лекцию 8). Например, для косвенной рекурсии в случае двух процедур, вызывающих друг друга (rec_A -> rec_B -> rec_A), нужно такое описание:
procedure rec_А(k: byte); forward; procedure rec_В(k: byte); begin ... reс_А(k+1); ... end; procedure rec_A; begin ... rec_В(k+1); ... end;